Приветствую Вас Гость | RSS

1 / 2
 

Новые стандарты образования


В основе ВГОС лежит системно - деятельностный подход. Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно - деятельностный подход, который явился попыткой объединения системного подхода(Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и деятельностного подхода(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) еще в 1985году.
Системно – деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных факторов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Основной целью этого подхода является научить ребят не знаниям, а работе. Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Например: Можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся. Создадим проблемную ситуацию: прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите можно ли его изменить таким образом «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа и сопоставления обеих формулировок.
В таком творческом процессе еще ярче проявляются и развиваются деятельностные качества: умение ставить перед собой цели; самостоятельно находить пути их достижения; умение планировать и организовывать свою деятельность; корректировать и адекватно оценивать ее результаты; умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде; обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия «придумай», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др. развивают ум, волю, чувства, змоции.
Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом. Использование в преподавании системно – деятельностного подхода направлено на изменение данной ситуации, воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода, на оперционально – технологическом уровне без знаний, умений и навыков ничего не получится. Учителя нашей школы используют деятельностный подход в обучении, осталось превратить это в систему работы с учениками. Учителя с первых дней обучения используют книги, которые вызывают интерес, будят воображение. Раньше в 5 – 6 классах вели курс «Учимся учиться», автор программы и рабочих тетрадей Н. А. Криволапова, в этих тетрадях много материала, который можно дать творческому ребенку на уроке или после урока. В книге «Задачи на смекалку» авторов И. Ф. Шарыгина, А. В. Шевкина подобраны логические, комбинаторные задачи и задачи на смекалку. В сборнике задач Т. К. Фефеловой для 8-9 классов составлены задачи прикладного характера, в них показана связь математики с физикой, химией, астрономией, геодезией. Также учителя используют нетрадиционные формы урока для повышения интереса к своему предмету: урок – викторина, урок – конкурс, урок – практикум, семинар, смотр знаний и др.
Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И задача учителя – искать пути повышения качества образования, ведь качество образования – это итог деятельности школы, то есть нашей работы.
Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

Система оценивания как важная часть организации учебного процесса
Оценки в школах Украины ставят по 12-балльной шкале. И многим кажется, что такая система в целом мире. Но, оказывается, нет.
- Французских школьников, например, оценивают по 20-балльной системе. Причем, они уверены: наивысшего балла не может получить ни один ученик, разве что, если ты гений. Поэтому отличники получают в среднем 14-16 баллов. Больше «зарабатывают» те школьники, которые занимаются научными исследованиями. И наивысшая оценка за такую работу – 18 баллов.
- Японская система школьного оценивания – одна из оригинальных в мире. Чтобы получить оценку в пределах от 90 до 100 баллов, придется учиться с утра до вечера.
Интересно, что в некоторых школах здесь не оценивают индивидуальный уровень ученика, а в конце каждой четверти выводят общий балл для всего класса. А еще в конце учебного года проводят тестирование, по которому определяют их отношение к учителю. И если дети негативно оценят работу педагога, то его могут уволить.
- У немецких школьников – шестибалльная система. У ответственных и пунктуальных немцев получить единицу – это очень хорошо. А вот шестерка – хуже не бывает.
- В школах Туманного Альбиона принято ставить словесные оценки. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок.
Форма оценивания выглядит так: Фамилия, имя ученика. Учебный предмет. Дата заполнения. Характеризуемый период времени (1, 4 или 12 недель).
Общая характеристика успеваемости ученика по предмету – развёрнутое мнение учителя.
Подробная характеристика по отдельным видам деятельности и отношений:
1. Классная работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
2. Домашняя работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
3. Отношение к предмету в целом: положительное, безразличное, негативное.
4. Участие в работе класса на уроках: постоянное и инициативное, регулярное, частое, редкое.
5. Глубина понимания материала: отличная, хорошая, слабая, очень слабая.
6. Любознательность и познавательный интерес проявляется: часто, редко, почти никогда.
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен, нуждается в помощи и сопровождении, самостоятельность проявляет редко, уклоняется от ответственности.
8. Внимание: отличное, среднее, легко отвлекается.
9. Поведение в классе: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.
10. Взаимодействие и взаимоотношения с товарищами: положительные, безразличные, негативные.
11. Общее впечатление учителя об ученике: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.
Документ подписывается как учителем, так и учеником.
- Оценочная система США учитывает не только результаты учебной деятельности ребенка, но и школьной жизни в целом (победа в различных конкурсах и олимпиадах, активная школьная деятельность…). Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке. Эти числовые значения, или points, используются, для вычисления среднего балла (Grade Point Average или GPA) учеников. Каждый семестр оценки, которые вы получаете за каждый из ваших курсов, складываются вместе и делятся на количество курсов, которые вы брали. Полученный результат - это ваш средний балл (GPA) в течение семестра. Средний балл может также быть рассчитан в конце каждого года и всегда вычисляется при окончании колледжа или школы. Некоторые колледжи могут также вычислять средний балл учащихся по профилирующему предмету отдельно от их общего GPA.
Для чего нужен средний балл? Прежде всего, он используется, чтобы определить академическую успеваемость каждого учащегося. Учебное заведение может требовать, чтобы учащиеся имели средний балл, по крайней мере, 2.0 или 1.67, чтобы считаться успевающими. Если ваш GPA падает ниже этого уровня, вам может быть дан испытательный срок, что означает, что школьная администрация будет контролировать вашу успеваемость в течение следующего семестра, и вы обязаны посещать специальные занятия или брать определённые курсы. Если ваш GPA не улучшается к следующему семестру, вы можете остаться на испытании или даже быть отчислены.

В школах не различают оценки (как качественную информацию обратной связи при обучении) и отметки (количественное выражение оценки). Поэтому оценкой называют всё: и отметки, и собственно оценки. В школах Украины используют дифференцированную систему оценок.
Система оценивания как важная часть организации учебного процесса должна:
- дифференцировать значимость оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работ(самостоятельных, контрольных и т.д.),
- отображать текущей или итоговой оценкой уровень приложенных усилий учеником,
- стимулировать активную учебную деятельность как в школе, так и дома,
- давать возможность улучшить полученную оценку.
В газете «Директор школы» (сентябрь 2010г.) можно познакомиться с рейтинговой системой оценивания. Виды учебной деятельности по своей значимости делятся на три группы:
- экзаменационные, контрольные, самостоятельные, домашние и зачеты;
- «срезовые» работы, работа с опорным конспектом;
- текущие ответы на уроках.
Первая группа оценивается по 50-ти бальной системе. Причем 20 балов ученик получает за правильно оформленную работу, остальные 30 балов делятся на количество заданий работы.
Оценивание опорных конспектов считается по 5-ти бальной системе, причем воспроизводится конспект дважды – письменно и устно. Если конспект не используется учителем, то в начале новой темы проводятся «срезовые» десятиминутные работы со взаимопроверкой.
Работа ученика во время урока оценивается по принципу «плюс-минус бал». За каждый правильный ответ ученик получает +1 бал, за каждый неправильный – 1 бал, в конце урока балы суммируются и их сумма добавляется к общему рейтингу.
Итоговый рейтинг – это общая сумма балов, набранная учеником за все виды работ при изучении отдельных тем или разделов предмета за четверть, семестр, год.
Именно эту систему используют, как эксперимент, на уроках алгебры при оценивании 10 класса по теме «Корень п-ой степени».

 

 

Copyright MyCorp © 2017Copyright ГУ ЛНР "ЛУВО "СПОРТИВНАЯ АКАДЕМИЯ "ЗАРЯ" © 2017