Приветствую Вас Гость | RSS

Бойко Людмила Николаевна

Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко, 1999, география,

учитель географии.

Специалист первой категории, 2015. 

Педагогический стаж 20лет 3 мес.

План-конспект

Урока по географии для 6 класса

Тема: Развитие географических знаний о Земле.

Цель: сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус, показать значение путешествий Васко да Гамы, Христофора Колумба.

Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунок «карта Эратосфена».

Тип урока: комбинированный.

                                                       Ход урока:

1. Орг момент.

 

2. Мотивация учебной деятельности.

            Любознательность!!! С неё всё началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди первых вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были вопросы об окружающем мире.

           Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

          Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

           Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

           Сегодня на уроке мы узнаем, как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

 

3. Изучение нового материала.

 Знания о природе Земли были необходимы людям. Они познавали окружающий мир для того, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотится. Первобытные люди пытались расширить обжитые территории за счёт отдалённых земель. Так они осваивали территории. Местность они изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась информация об охотничьих угодьях, ловушках последующим поколениям. Такие рисунки были найдены в Европе, Азии, Африке.

  Высекая символические предметы окружающей среды, человек создавал схематические чертежи местности - их считают древнейшими картами.

  Чтобы отличить новые реки, горы, леса от уже известных люди давали им название, они передавались устно из поколения в поколение. Так передавался первый географический опыт.

 

А)     Какую форму имеет Земля.

Этот вопрос возникал у всех народов. Но все представляли землю по- разному. Жителям равнин она казалась ровной, жителям гор в виде горы.

В Древней Индии считали, что земля – это полусфера, она покоится на трёх слонах, слоны на черепахе.

В Древней Греции земли представляли в виде диска, который напоминает щит воина. Наиболее распространённое было мнение о том, что земля плоская

 

Б)        Кто совершил самые древние плавание. Имена первых путешественников история не сохранила. Расширяя рамки разведанных земель, люди  наталкивались на водные просторы и пытались преодолеть их. Корабль изобрели шесть тысяч лет назад. Древние географические открытия совершили жители Древней Греции. Они плавали на гребных и парусных судах, не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли ориентироваться по солнцу и Полярной звезде.

       Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей об окружающем мире расширялось.

       В 4 в до н.э великий учёный античного мира Аристотель пришёл к выводу о шарообразности Земли.

       Древнегреческий учёный Эратосфен ( 3 -2 в. до н.э.) впервые употребил термин «географика», он сумел высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт. Древнегреческий учёный Птолемей (1-2 в. в) составил более совершенную карту мира.

(см. стр 10, рис. 14).

 

В)      Как начиналась эпоха Великих  географических открытий.

  В Средние века с развитием ремёсел, развивается и торговля. Из дальних стран купцы привозили диковинные и желанные товары: золото, драгоценные камни, шёлк, пряности, слоновую кость. Далёкие страны называли «Индия». Путь по суше был очень трудный, опасный, сложный, долгий, а морской - неизвестен. В конце 15 в. португальцы решили проложить морской путь в Индию, направляясь вдоль африканского побережья. Сначала они открыли юго-западную точку Африки – м.Доброй Надежды.

   В 1498г. экспедиция под руководством Васко да Гамы обойдя м.Доброй Надежды добрались до Индии и вернулась с грузом пряностей, которые окупили все расходы.

   Житель Генуи Х. Колумб предложил испанскому королю искать путь в Индию идя на запад от Испании, а не вокруг Африки как это делали португальцы. Колумб верил, что земля круглая, значит, идя на запад – придёшь на восток – в Индию. В 1492г. на трёх небольших кораблях экспедиция Колумба вышла из испанского города Палоса и через три месяца достигла берегов неизвестной суши, которую Колумб принял за Индию, но открытые земли были не Индией, а Новой частью света, названной позже Америкой.

  Для европейцев появились Старый Свет и Новый Свет. Название «Америка» Новый Свет обязан флорентийцу  Америго Веспуччи , который догадался, что Колумб открыл не Индию. В память об ошибке Колумба до наших дней сохранилось название островов между Северной Америкой и Южной Америкой – Вест – Индия, т.е. Западная Индия.

 В 1519г. экспедиция из пяти кораблей под командованием Ф. Магеллана пришли на службу к испанскому королю. Экспедиция отплыла из Испании. Пройдя вдоль восточного побережья Южной Америки, корабли обогнули её через пролив и вышли в океан, пролив назвали Магеллановым, а океан Тихим. В 1522г. экспедиция вернулась в Испанию, обогнув земной шар, это было одним из доказательств шарообразности земли.

 Магеллан погиб в стычке с туземцами на Филиппинских островах, из 5 кораблей вернулась одна Виктория, но груз пряностей стоил так дорого, что все расходы на экспедицию окупились с лихвой.

 

4. Закрепление

    1. Как люди представляли Землю в древности ?

    2. Какое значение имела экспедиция Х. Колумба?

    3. Какое значение имела экспедиция Ф. Магеллана?

5. Домашнее задание.

   Прочитать параграф, и ответить на вопросы в конце параграфа, нанести на контурную карту экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба.

 

Copyright MyCorp © 2017Copyright ГУ ЛНР "ЛУВО "СПОРТИВНАЯ АКАДЕМИЯ "ЗАРЯ" © 2017