Приветствую Вас Гость | RSS |
|
Учителей филологииТришнивская Ирина Ивановна Специальность: Учитель русского языка и литературы Категория: « Специалист высшей категории» Педагогическое звание: « Старший учитель» Педагогический стаж: 24 года Курсы повышения квалификации: 2015год (дистанционно) Методическая проблема: «Технологии формирования и совершенствования коммуникативной компетентности школьников» Сегодня, как никогда в последнее время, школа приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути ее дальнейшего развития. Процесс модернизации образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Приоритетным направлением является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Необходимо детям предоставить возможность свободно говорить и писать - о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренне. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. С 1993 года я работаю в ГУ «Луганская школа 1-3 ступеней № 3». Первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю: -повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивации учебной деятельности; - повышение результативности обучения; -обеспечение условий для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах; -развитие творческого потенциала учащихся; -освоение и использование современных технологий, ориентирование в информационном пространстве. Решить данные задачи в условиях традиционной системе образования сложно, поэтому стала работать над проблемой «Технологии формирования и совершенствования коммуникативной компетентности школьников». Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учеников применяю современные технологии: технология развития критического мышления, информационные технологии, развивающего обучения, проектные технологии и исследовательскую деятельность. Мой опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес к предмету, повышает мотивацию. Результатами своего опыта регулярно обмениваюсь с коллегами, участвуя в семинарах, круглых столах, на заседаниях МО гуманитарного цикла, руководителем которого являюсь с 2006 года. Накопленный опыт передаю учителям - даю открытые уроки, выступаю на педагогических советах («Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока», «Личностно- ориентированный подход в обучении», «Использование технологии развития критического мышления в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету»). Провожу работу с молодыми учителями и студентами-практикантами, работаю с одаренными детьми. В рамках самообразования посещаю семинары ( «Инновационный компонент школьного филологического образования», «Системно - деятельностный подход как основа НОС», «Интернет - технологии для учителя предметника»).Ежегодно принимаю участие в проверке олимпиадных работ по предмету в составе жюри. В 2012-2013 участвовала в городском конкурсе «Классный руководитель года», стала призером (3 место). Делилась опытом работы на мастер-классе по теме: «Применение инновационных технологий в работе классного руководителя». Принимала участие в Международной научно-практической конференции: «Оздоровительные технологии образования» (февраль 2015г.), имею сертификат. На протяжении 5 лет мои учащиеся принимают участие в олимпиаде по предмету и показывают хорошие результаты (Котова Валерия-5 место, Сиротенко Валерия-8 место, 2015год), также участвуют в городских конкурсах сочинений: «Мир глазами детей», « Я против войны», «М. Л. Матусовский - наш земляк», «Мой город- Луганск» (Лисицына Вероника- 1 место,2016), «Храм, в который я хожу» ( Смык Эдуард -3 место). Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Формирование коммуникативной компетентности развивает способность работать в группах, владеть различными социальными ролями в коллективе, получать необходимую информацию, выработать потребность в саморазвитии, самообразовании, овладеть способами познавательной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. В своей работе я использую в основном методы, ориентированные на устную коммуникацию (общение): - все формы учебного диалога; - доклады, сообщения; - ролевые и деловые игры; -учебные исследования, интервью; - обсуждение; - дискуссии, диспуты. Активно использую задания разных уровней сложности, учитывая возрастные особенности учащихся. Если в среднем звене больший интерес вызывают уроки творчества, уроки-путешествия, уроки-спектакли, то в старшем звене с особым удовольствием ребята участвуют в уроках-диспутах, уроках-конференциях. Одним из важнейших средств воздействия на внутренний мир ребенка является музыка, которая звучит на многих моих уроках. Развивая творческие способности, предлагаю ребятам выразить определенные понятия, чувства в рисунках, тем самым развивая ассоциативное мышление. Так возникла целая серия рисунков-картин, книжек-малюток с иллюстрациями. За годы работы в школе я разработала систему творческих заданий, ориентированную на письменную коммуникацию: это подготовка заметок и статей, создание эссе, репортажей, очерков, сочинений на литературную тему, проекты, озвучивание фильмов, написание сценариев, сочинение- коллаж, сочинение -письмо литературному герою, сочинение-интервью. Также провожу уроки творчества, используя книгу Джани Родари «Грамматические фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М. 1978). С целью повышения плотности урока и его эффективности я применяю такие виды работ, как перфокарты-тренажеры, различные виды тестовых заданий, карточки-схемы и т.п. Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов: словарные (по иллюстрациям), объяснительные, свободные, графические, творческие. В своей работе активно применяю современные ИКТ. Использую ИКТ в подготовке мультимедийных презентаций, создание обучающих программ, создание и озвучивание фильмов. Одним из средств достижения эффективности урока является создание на уроке проблемных ситуаций. Решать проблемные ситуации помогает технология критического мышления, которую я использую на уроках обобщения и систематизации знаний. ТРКМ – это совокупность приемов, которые позволяют заинтересовать, пробудить исследовательскую и творческую активность, предоставляют условия для осмысления материала, помогает обобщить приобретенные знания. Основные фазы технологии – это вызов, реализация, рефлексия. Вызов – это информация, которая полученная на первой стадии урока, где выслушивается, записывается и обсуждается; работа ведется индивидуально – в парах – группах. Реализация – слушают, читают текст, делают записи, отслеживают свое понимание при работе, продолжают активно конструировать цели своего обучения. На уроках часто применяю такие методы как инсерт, фишбоун, кластер, ромашку Блума, перепутанные цепочки. Рефлексия – это соотнесение старых и новых представлений, обобщение изучаемого материала, определение направлений для дальнейшего изучения темы. Используя методы рефлексии (синквейн, эссе, незаконченное предложение и т. п.), учащиеся учатся самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи. Пользуясь ТРКМ, я нашла массу положительных сторон: - побуждение интереса к теме; - систематизация имеющихся знаний; - повышение самооценки учащихся; - развивается потребность в познании нового; - создание условий для вариативности и дифференциации обучения. Таким образом, чтобы развивать познавательный интерес школьника к своему предмету, свою педагогическую задачу я вижу в создании условий для формирования положительной мотивации, организации благоприятного климата, ориентирующего учащегося на коммуникацию. Творческое развитие продолжается и во внеурочное время: подготовка к олимпиадам, выполнение исследовательских работ, организация праздников, проведение школьных «Недель русского языка». На уроках и внеклассных мероприятиях главная моя цель - достигнуть свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности. Поэтому особое внимание уделяется необходимости формирования чувства красоты и выразительности русского слова, уважения к родному языку, традициям русского народа. В рамках проекта Программы духовно - нравственного развития провожу мероприятия для детей и родителей, посвященные православным праздникам: «Покрова», «Крещение», «Святой Николай». Ввела традицию празднования в школе «Широкой Масленицы», в котором принимают участие не только учащиеся, но и родители, учителя. В своей деятельности как классного руководителя использую различные формы работы с родителями: - традиционные (собрания, индивидуальные встречи, консультации, посещение на дому, провожу анкетирование); - нетрадиционные (экскурсии, походы в театр и филармонию вместе с детьми, спортивные дни здоровья, выпуск семейных газет, организация концертов). Думаю, что данная система сотрудничества способствует развитию чувства самоуважения, организаторских качеств, творческой активности, укрепляет чувство любви и взаимопонимания между детьми и родителями. Апробированные в ходе деятельности методы, приемы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции - способствует формированию устойчивых коммуникативных компетенции - затрагивают; активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза; - позволяют проявить учащимся личные качества; - развивать познавательную активность; - вызывают интерес к предмету; - дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространств; - способствуют повышению знаний. - повышают мотивацию к учению. Работа показала эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности. Положительный результат возможен при систематической работе и при соблюдении принципа преемственности в работе младшего, среднего и старшего звеньев. В настоящее время, достигая определенных успехов, невозможно останавливаться на месте, так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению. Учитель, тогда настоящий учитель, когда сам не перестает учиться.
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ – ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись». С.Я.Маршак. Цели работы:
Задачи:
Актуальность исследования обусловлена признанным на сегодняшний день фактом наличия особого сегмента речи в русском языке , молодёжного сленга, имеющего свои законы развития, социально обособленную сферу употребления и свою историю. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практических результатов в курсе лексикологии и стилистике современного русского языка. Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический парадокс, бытование которого ограничено не лишь определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он существует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более либо менее замкнутых референтных группах. Молодежный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. В сленге отражается образ жизни речевого коллектива. И основные тематические группы словообразования таковы... В чем же различие молодежного сленга от сленгов остальных типов? 1) эти слова служат для общения людей одной возрастной категории. 2) молодежный сленг различается «зацикленностью» на реалиях мира юных. 3) в числе данной лексики нередки и довольно вульгарные слова. Стихия, питающая этот молодежный язык , – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности MTV, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Плюсы и минусы сленга.
Почему подростки используют сленг? Мы провели анкетирование и выяснили причины, это : -средство укрепления групповой солидарности; -стремление к краткости; -форма преодоления чувства социальной неполноценности; -способ свободы выражения; -протест против взрослого; -передает эмоциональность речи; -стремление к краткости; -разнообразие; -подражание определенному значимому лицу; -проявление интереса к какой- либо деятельности; -не хватает словарного запаса. Существует механизм формирования молодёжного сленга : Блатной жаргон. Например, слово «тусовка» в молодежном сленге обозначает светскую жизнь. Англицизмы «Конфигсус» – файл config.sys Просторечные слова. «Кликуха» - манипулятор мышь. Способы образования сленга Иноязычные заимствования (чувак – парень (из цыганского языка), в большей части англоязычные. Thank you (спасибо) – сенька; parents (родители) – пэренты, street(улица) – идти по стриту, митинг (встреча), ринг (телефон), спич(разговор) и т.д. Аффиксация. Кличка – кликуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха, бытовое преступление – бытовуха, журналюга, кот – котяра, закусить – закусон, водила (от водитель), халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, депрессия – депресняк, верняк, тормознуть. Усечение. Шиза - шизофрения; дембель - демобилизация; нал - наличные деньги. Метафорика. Метафоры: аквариум, обезьянник – “скамейка в милиции для задержанных”, голяк – полное отсутствие чего – либо. В метафорике часто присутствует юмористическая трактовка означаемого: баскетболист – человек маленького роста, мерседес педальный – велосипед. Метонимии: корочки – диплом. Развитие полисемии. кинуть: 1) украсть что – либо у кого либо; 2) взять у кого – либо что – либо и не отдать; 3) смошенничать при совершении сделки; 4) не сдержать обещание, обмануть; торчать: 1) находиться под действием наркотика; 2)получать большое удовольствие, как физическое, так и духовное; Заимствование блатных арготизмов: беспредел – полная свобода, разгул; клёво – хорошо; мочить – бить, убивать; Синонимическая или антонимическая деривация. Сесть на иглу – начать регулярно использовать наркотики – подсесть на иглу – приучить кого – либо к употреблению наркотиков – слезть с иглы – перестать употреблять наркотики; Аббревиация полная или частичная: КПЗ: 1) камера предварительного заключения; 2) комната приятного запаха; 3) ГДЗ – готовые домашние задания. Телескопия: мозечокнуться – сойти с ума (мозжечок + чокнуться); Каламбурная подставка: бухарест – молодёжная вечеринка (от ”бух” – спиртное), безбабье – безденежье (от “бабки” – деньги); жопорожец, запор – машина марки “Запорожец”. Анализ социологического опроса учащихся. Проведенное нами исследование показало, что в общении между ребятами нашей школы сленг преобладает над литературной речью ( 63% сленговых слов употребляют юноши и 52% девушки). Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребление сленгов, потому что «все так говорят" УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛЕНГА. Сленговые слова можно разделить на тематические подгруппы: В группу "Человек" входят: -наименования лиц по полу: герла, фифа – «девушка», -по степени знакомства: чел – «близкий человек», -по интеллектуальным качествам: баклан, стукач, чайник, крендель – «забитый человек», Во вторую группу вошли такие подгруппы, как: выполнение какого-либо действия: напрягать, микрофонить, разрулить, без палева, заценить -Материальный предмет: хата – «дом», лавэ – «деньги» -названия частей тела человека: башка – «голова», -наименования, обозначающие эмоциональное состояние человека,например, пипец, кайф, афигеть, реально, капец, блин, обалдеть – «очень хорошо!» или «очень плохо!» После обработки анкет учащихся, была проведена классификация молодежного сленга по частям речи. В итоге получилось, что часто используют подростки в речи имена существительные (50%) : Прикол – «шутка», хата – «дом», фифа – «девушка». Глаголы (29%), например: напрягать – «просить что - либо сделать, думать», микрофонить – «говорить», заценить – «оценить что - либо».Прилагательных и наречий (21%),например: без палева – «незаметно», пипец – «очень хорошо или очень плохо. За время исследования мы смогли составить небольшой словарик слов, которые чаще всего используются учащимся в речи, так называемые слова-«обиходы»:училка -‘преподаватель’; мыло‘- электронная почта’; сидюк - ‘СD-диск’, хвост‘- академическая задолженность’; плавать на экзамене, - завалиться, сдуть, скатать – списать; клава -‘клавиатура компьютера’; шпора -‘шпаргалка’; проблемка – трудности; бабки- наименование любых денег; достать – вывести из терпения; западло – пакость; классно, клево – положительная характеристика предмета (язык бродячих торговцев); клешни- руки; лох – неумеха; наезжать – действие агрессивного характера;обалденный –положительная оценка; прикид- одежда; прикол- что-то необычное; пруха- везение; супер- лучше всех; тормоз - медленно;улет- высшая степень характеристики;чайник- профан в какой- нибудь области знаний;ботаник- знаток в знаниях;чувак,чувиха - обозначение сверстника (из цыганского яз.);шузы - ботинки. Сленговая лексика ограничена интересами людей. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей. Но, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных школьников считает, что сленг нужен в речи для того, чтобы обмениваться информацией и узнавать новое, а также для того, чтобы придать своей речи живость и юмор (50 %). Хотя, 30 % уверены в том, что могли бы обойтись без них. Жаргонные слова и выражения - это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную и отрицательную. Такое бездумное отношение к языку, как и небрежное обращение с ним, безнравственно, так как говорящие невольно и неосознанно подчиняются далеко не лучшим образцам русской речи.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев ТРИШНИВСКАЯ И. И. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ - ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ" |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024Copyright ГУ ЛНР "ЛУВО "СПОРТИВНАЯ АКАДЕМИЯ "ЗАРЯ" © 2024 |