Методические рекомендации по использованию 5-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования Луганской Народной Республики
1. Всистеме общегосреднего образованияЛуганской Народной Республики действует балльное оценивание учащихся начинается соІІ семестра 2-го класса. Оценивание учебных достижений учащихся 1-х и 2-х классов (І семестр) проводится вербально по всем предметам. Во 2 – 4-х классах оценивание по предметам «Основы здоровья», «Физическая культура», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», интегрированныйкурс «Искусство», «Ступеньки к информатике» используется безбалльное оценивание.
Отказ от использования баллов в процессе обучения учащихся 2-4 классов по отдельным учебным предметам обусловлен необходимостью:
- формированиявнутреннеймотивациивобучении,
- сохраненияпсихофизическогоздоровья учащихся,
- формирования адекватной самооценки учащихся,
- развитиятворческихспособностейучащихся,
- формированияуменийсамостоятельнооцениватьрезультаты собственной учебной деятельности,
- развития учебной самостоятельности учащихся в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Кроме того, целесообразность безбалльного оценивания вызвана:
- спецификой учебных предметов («Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», интегрированного курса«Искусство», «Ступеньки к информатике», «Основы здоровья», «Физическая культура»);
- значительными различиями в уровнях развития индивидуальных способностей и творческих дарований учащихся;
- преобладанием коллективных видов деятельности в процессе обучения музыке, физической культуре и т.д.;
- множественностью видов деятельности на уроках по предметам «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», интегрированного курса«Искусство», «Ступеньки к информатике», «Основы здоровья», «Физическая культура», включениемучителейвтворческийпроцесс.
2. Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов.
Основные функции системы оценивания:
- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Принципы системы оценивания:
- объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;
- открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;
- простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.
Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оцениванию подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Оценка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.
3. Видами контроля знаний в системе общегосреднего образованияявляется текущее, тематическое, семестровое, годовое оценивание и государственная итоговая аттестация.
Текущее оценивание - это процесс установления уровня знаний ученика (ученицы) в овладении содержанием предмета, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебных программ. Объектом текущего оценивания являются знания, умения и навыки, самостоятельность оценочных суждений, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Текущее оценивание осуществляется в процессе поурочного изучения темы. Его основными задачами являются: установление и оценка понимания и первичного усвоения отдельных элементов содержания темы, установление связей между ними и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков. Формами текущего оценивания являются индивидуальное, групповое; фронтальный опрос; тестовая форма контроля и оценки учебных достижений учащихся; работа с диаграммами, графиками, схемами; зарисовки биологических объектов; работа с контурными картами; выполнение учащимися различных видов письменных работ; взаимоконтроль учащихся в парах и группах; самоконтроль и т.д. Информация, полученная на основании текущего контроля, является основой для корректировки работы учителя на уроке.
Тематическому оцениванию подлежат основные результаты изучения темы (раздела). Тематическое оценивание знаний учащихся обеспечивает:
- системность оценивания;
- повышение объективности оценки знаний, навыков и умений;
- индивидуальный и дифференцированный подход к организации обучения;
- систематизацию и обобщение учебного материала.
Тематическая оценка (балл) выставляется на основании результатов освоения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом текущих оценок (баллов), различных видов учебных работ (практических, лабораторных, самостоятельных, творческих, контрольных работ) и учебной активности школьников. Перед началом изучения очередной темы все ученики должны быть ознакомлены с продолжительностью изучения темы (количество занятий); количеством и тематикой обязательных работ и срокам их проведения; критериями оценивания. Оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год - на основе семестровых оценок. Ученик (ученица) имеет право на повышение семестровой оценки.
4. 5-балльной системе оценивания соответствуют 5 уровней учебных достижений учащихся: критичный уровень, начальный уровень, средний уровень, достаточный уровень, высокий уровень.
Уровни учебных достижений Балл (оценка) Общие требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Критичный уровень 1 балл (критично) Учащийся обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; учащийся отказался от ответа без объяснения причин
Начальный уровень 2 балла (неудовлетворительно) Учащимся не освоено более половины планируемых результатов; отсутствует систематическая базовая подготовка, имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много раз отработанная учебная задача
Средний уровень 3 балла (удовлетворительно) Учащийся дает определения понятий с ошибками и неточностями; воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично
Достаточный уровень 4 балла (хорошо) Учащийся владеет изученным материалом, применяет знания в стандартных ситуациях, учащийся обладает умениями выполнять отдельные этапы решения проблемы и применяет их в сотрудничестве с учителем; успешно решена учебная задача (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи)
Высокий уровень 5 баллов (отлично) Ученик имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований учебных программ, осознанно использует их в стандартных и не стандартных ситуациях; самостоятельные работы выполняет под опосредованным руководством; выполняет творческие задания
Уровни учебных достижений учащихся 5-11-х классов
Уровни учебных достижений Балл (оценка) Общие требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Критичный уровень 1 балл (критично) Учащийся различает объекты изучения; учащийся обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; учащийся отказался от ответа без объяснения причин
Начальный уровень 2 балла (неудовлетворительно) Учащийся воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения; имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много раз отработанная учебная задача
Средний уровень 3 балла (удовлетворительно) Учащийся воспроизводит основной учебный материал, способен с ошибками неточностями дать определение понятий, сформулировать правило; ответы в целом правильны, однако недостаточно осмыслены
Достаточный уровень 4 балла (хорошо) Знания учащегося являются достаточными; применяет изученный материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в общем контролирует свою деятельность;ответы его логические, хотя и имеют неточности
Высокий уровень 5 баллов (отлично) Ученик имеет системные, прочные знаниявобъемеивпределахтребованийучебныхпрограмм, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет cамостоятельно анализировать, оценивать, обобщать материал, самостоятельнопользоватьсяисточникамиинформации, принимать решения
5. Сопоставление 5-балльной и 12-балльной систем оценивания
5 баллов 11-12 б.
Учащийся продемонстрировал:
- всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала,
- самостоятельно выполнил все предусмотренные программой задания,
- глубоко усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой,
- активно работал на практических, лабораторных занятиях,
- разбирается в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине,
- проявил творческие способности и научный подход в понимании и изложении учебного программного материала,
- ответ отличается богатством и точностью использованных терминов,
- материал излагается последовательно и логично.
4 балла 8-10 б.
Учащийся продемонстрировал:
- достаточно полное знание учебно-программного материала,
- не допускает в ответе существенных неточностей,
- самостоятельно выполняет все предусмотренные программой задания,
- усвоил основную литературу, рекомендованную программой,
- активно работал на практических, лабораторных занятиях,
- показал систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы
3 балла 5-7 б.
Учащийся продемонстрировал:
- знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы,
- не отличается активностью на практических и лабораторных занятиях,
- самостоятельно выполнил основные предусмотренные программой задания, однако допустил погрешности при их выполнении
- обладает необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей
2 балла 2-4 б.
Учащийся продемонстрировал:
- пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала,
- не выполнил самостоятельно предусмотренные программой основные задания,
- допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий,
- не отработал основные практические, лабораторные занятия,
- допускает существенные ошибки при ответе,
- не может продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
1 балл 1 б.
Учащийся продемонстрировал:
- ответ полностью не по существу содержащихся в задании вопросов,
- отдельные фрагментарные знания по предмету, которые не раскрывают суть вопроса,
- отказ от ответа,
- нет ответа
Организационные мероприятия и заседания:
Совет школы - 4 раза в год, 15.00-16.00
Педагогический совет - 2 раза в семестр, с 10.00 до 13.00
Методический совет - 2 раза в семестр, с 14.15 до 15.15
Методические объединения - 2 раза в семестр, с 14.15-15.45
Совещание при директоре 1(2) раза в месяц, с 14.15-15.30
Родительские собрания - 2 раза в семестр, с 16.00 (16.30)-17.30 (18.00)